записки", 1879, э 1, с отдельными уточнениями по изданию Сочинений А. Н.
Островского, т. X, Спб., 1884.
Как свидетельствует помета Островского на первом листе автографа, драма
была задумана 4 ноября 1874 года в Москве. 1 октября 1876 года, сообщая Ф.
А. Бурдину о своей работе над комедией "Правда - хорошо, а счастье лучше",
Островский писал: "Все мое внимание и- все мои силы устремлены на следующую
большую пьесу, которая задумана больше года тому назад и над которой я
беспрерывно работал. Я думаю кончить ее в этом же году и постараюсь отделать
самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое оригинальное
произведение". На черновом автографе "Бесприданницы", хранящемся в Отделе
рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, Островский
пометил: "Opus 40". Вторичное упоминание о работе над "Бесприданницей"
встречается в письме драматурга к Бурдину от 3 февраля 1878 года из Москвы:
"...я теперь занят большой оригинальной пьесой; я желаю ее кончить зимой к
будущему сезону, для того, чтобы быть свободнее летом".
Намерение Островского закончить пьесу до лета не осуществилось. С
особенным творческим подъемом работал Островский над "Бесприданницей" летом
и осенью 1878 года в Щелыкове (см. его письма к Бурдину от 26 августа и 5
октября). Одновременно велись переговоры о постановке пьесы в Петербурге и в
Москве.
"Бесприданница" была закончена в середине октября 1878 года. В рукописи
завершение работы над пьесой датировано 17 октября, а в тексте
"Отечественных записок" - 16 октября. 26 октября Островский послал
переписанный набело текст пьесы Бурдину. Накануне он писал ему: "К
постановке приеду и сам прочитаю пьесу артистам. По получении пьесы свези ее
к цензору и попроси его прочесть поскорее, так чтобы она одновременно прошла
и цензуру и комитет, и в воскресенье же или понедельник была отправлена в
Москву". 28 октября "Бесприданница" уже была одобрена к постановке
Театрально-литературным комитетом.
Ф. А. Бурдин, для которого Островский предназначал роль Кнурова,
остался ею недоволен, считая, что это "аксессуарная роль". В письме к
Островскому от 1 ноября 1878 года он сообщал, что, по его убеждению, актер
Н. Ф. Сазонов откажется от предложенной ему роли Карандышева, и с своей
стороны указывал на необходимость "кое-каких сокращений". Письмо это вызвало
следующий ответ Островского: "Если Сазонов услышит пьесу в моем чтении, он
ни за что не откажется от роли Карандышева. Если он заломается при раздаче
ролей, так ты попроси его подождать моего приезда. Пьесу свою я уже читал в
Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко
мне, и все единогласно признали "Бесприданницу" лучшим из всех моих
произведений. Я более года думал, чтобы написать для тебя роль спокойную и
типичную, т. е. живую; я тебе вперед говорил о ней; в Москве эту роль
исполняет Самарин, он горячо благодарил меня, что я даю ему возможность
представить живой современный тип, а ты находишь Кнурова жалким,
неблагодарным аксессуаром, не представляющим ничего живого, т. е. никакой
роли. Да что ж тебе за неволя брать эту роль, если ты к ней так презрительно
относишься? Моя пьеса невелика, при ней ты можешь еще дать такую пьесу, в
которой есть эффектная для тебя роль. Здесь ни на считке, ни на репетициях,
ни мне, ни артистам и в голову не приходило ни о каких сокращениях; а вы,
если найдете нужным, делайте какие угодно, я спорить не буду" (письмо к
Бурдину от 3 ноября 1878 г.).
Первая постановка "Бесприданницы" состоялась в Москве, на сцене Малого
театра, 10 ноября 1878 года, в бенефис актера Н. И. Музиля, игравшего роль
Робинзона. Остальные роли были распределены между Г. Н. Федотовой (Лариса),
А. П. Ленским (Паратов), М. П. Садовским (Карандышев), Медведевой
(Огудалова), И. В. Самариным (Кнуров), С. П. Акимовой (Евфросинья
Потаповна), Решимовым (Вожеватов), Лентовским (цыган Илья), Колосовым
(Гаврило) и Живокини 2-м (Иван). Через несколько дней после первого
представления "Бесприданница" была вновь дана в бенефис М. П. Садовского;
роль Ларисы играла М. Н. Ермолова.
Островский неоднократно свидетельствовал о большом успехе пьесы в
Москве (см. его письмо к Бурдину от 27 декабря 1878 г., а также "Записку по
поводу проекта "Правил о премиях... за драматические произведения" 1884 г.).
В Петербурге "Бесприданница" в первый раз была поставлена на сцене
Александрийского театра 22 ноября 1878 года, в бенефис Бурдина, с участием
М. Г. Савиной, исполнявшей роль Ларисы. В спектакле также приняли участие:
Полонский (Карандышев), Бурдин (Кнуров), Сазонов (Вожеватов), Нильский
(Паратов), Читау (Огудалова), Арди (Робинзон), Васильев 1-й (Гаврило),
Горбунов (Иван), Константинов (Илья), Натарова 1-я (Евфросинья Потаповна).
Театральная критика в особенности отмечала превосходную игру Савиной.
С конца девяностых годов "Бесприданница" заняла выдающееся место в
репертуаре русской сцены. Популярности пьесы у зрителей способствовала В. Ф.
Коммиссаржевская, создавшая прекрасный сценический образ Ларисы.
Роль Ларисы стала любимой ролью Коммиссаржевской, и в течение ряда лет
она бессменно выступала в ней на сцене Александрийского театра.
"Бесприданница" принадлежит к числу пьес Островского, пользующихся
наибольшей любовью советского зрителя. Именно на сцене советского театра
впервые был выражен глубокий социальный пафос этой замечательной драмы. Она
ставилась во многих драматических театрах Москвы, Ленинграда и периферии. Из
московских постаноиок "Бесприданницы" особенно значительны постановки
Драматического театра (б. Корша) с В. Н. Поповой в роли Ларисы (1932 г.) и
Центрального театра транспорта (1946 г.). В 1948 году "Бесприданница"
возобновлена на сцене Малого театра. Свидетельством глубокого интереса
советского театра к "Бесприданнице" служат многочисленные ее постановки на
сценах национальных братских республик. Яркое художественное и социальное
истолкование драмы Островского дает спектакль Азербайджанского
драматического театра (1939 г., возобновлен в 1946 г.) с актрисой Фатьмой
Кадри в главной роли.
Гневное обличение безнравственного общества, враждебного всему человеческому, звучит в пьесе «Бесприданница». Она была написана в 1879 году. Здесь Островский изображает людей пустых, черствых, злых и бездушных, например Кнурова.
Кнуров из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием, так характеризует его Островский. Это человек «с громадным состоянием» очень высокого о себе мнения. Он не общается с людьми из простого общества, он общается с очень богатыми представителями, с миллионерами. Простой человек для него ничего не значит, даже если тот обладает прекрасными человеческими чертами характера. Он считает это недостойным себя. Островский показал Кнурова как человека умного, а точнее, изобразил только. Говорит он правильно, благопристойно. Держится как-то гордо, человек женатый, но ради своих прихотей и удовольствий он собирается взять с собой в Париж Ларису. Кнуров даже не задумывается о том, что этим он очень унизит и оскорбит молодую девушку. Он делает это ради своих развлечений. Это говорит о том, что в Кнурове отсутствуют какие-то человеческие черты, которыми должен обладать каждый человек.
Рядом с Кнуровым вырисовывается еще один человек, чем-то похожий на Кнурова. «Василий Данилыч, очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы...» Василий Данилыч, в сущности, такой же человек, что и Кнуров^у него совершенно нет понятий о достоинстве и чести человека. Он постоянно что-то покупает и продает, ища в этом себе выгоду. Это человек жестокий и бездушный, как, впрочем, и Кнуров, и многие другие. Это проявляется тогда, когда оба разыгрывают Ларису в орлянку. Они даже не пытаются прикрыть эту сделку маской порядочности, обращаясь с человеком, как с вещью.
Действие этой драмы происходит в г. Бряхимове. Но на самом деле, если посмотреть на карту, такого города нет, его выдумал Островский. И вот среди этих безнравственных и жестоких людей живет, любит, страдает прекрасный человек — Лариса. По своему положению Лариса — бесприданница. Девушка очень честная, с «горячим сердцем». Но Лариса очень несчастна. Это общество, в котором она живет, губит ее. Главный интерес у людей, которые ее окружают, составляют деньги. У Ларисы же интересы другие: ее не интересует богатство, ей не надо пышной жизни, званых обедов, балов. Ее желание — уехать из этого большого шумного города в какой-нибудь тихий, скромный уголок деревни, чтобы любоваться там красотой природы, собирать цветы и жить спокойно.
ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА»А. Н. Островский в своем творчестве продолжал и развивал традиции реализма комедий Фонвизина и Грибоедова. Он писал: «История оставила название великих и гениальных только за теми писателями, которые умели писать для всего народа». Они чувствовали изменения в обществе, отражали их в произведениях. Будучи истинно «гениальным» драматургом, Островский стремился изображать в своих произведениях реальную жизнь со всеми ее пороками и недостатками. Драма «Бесприданница» была написана в конце 70-х годов XIX в., в период перехода России на более прогрессивный, новый этап развития, сопряженный с образованием нового класса — класса предпринимателей и, как следствие, ознаменовавшийся возникновением социальных конфликтов, обусловленных разделением общества и неприятием нового класса приверженцами старого строя. Противостояние людей нового типа, таких, как Паратов, прожигающих жизнь, не задумывающихся о нравственных проблемах и высоких материях, оценивающих всех и вся с высоты своего социального положения, с точки зрения меркантильного интереса, с точки зрения денег, и тех, кто стоит на социальной лестнице ступенью ниже, тех, кто принадлежит к тому же сословию, что и Карандышев, Лариса, Огудалова. Ярким выражением этого общественного противостояния в драме является любовный конфликт: с одной стороны, это — Лариса, восторженная, романтическая натура; с другой — Паратов, личность, неспособная испытывать трагически-сильные чувства, присущие лишь духовно богатым натурам. Лариса стремится пережить всю бурю ощущений, не страшась последствий. Ее любовь уникальна. Раз возникнув, это чувство уже не исчезает; предназначенное для одного-единствённого человека, это сердце не может быть отдано другому. Поэтому-то обвинения Паратова в неверности, в поверхностности чувств, в непостоянстве — эти обвинения непонятны героине; они скорее относятся к самому обвинителю. Лариса верна своему чувству; для нее не существует унижения, если речь идет о любви: она готова у всех на глазах бежать вслед Паратову, цинично бросившему ее, и без промедления прощать при следующей встрече. Представленный Островским любовный конфликт постепенно переходит на более глубокий нравственный уровень. Это уже не противостояние двух сословий, не любовь, ограниченная общественными рамками. На этом философско-духовном плане образ Ларисы противопоставлен не только миру паратовых и кнуровых, но и образу Карандышева и Огудаловой. Лариса, открытая, презирающая лицемерие девушка противостоит своей матери, стремящейся, пожалуй, как и Паратов, к материальным благам, способной врать, изворачиваться и пресмыкаться перед всеми, кто выше ее в социальном плане; согласной жертвовать не только собственной честью, но и честью дочери ради выгоды. Героиня драмы противопоставлена и Карандышеву, на первый взгляд тихому и любящему Ларису человеку, но на самом деле стремящемуся пробиться в общество богатых купцов и предпринимателей, использующему ее лишь в качестве мостика, который поможет ему, Карандышеву, перебраться через пропасть, разделяющую его и Паратова. Карандышев стремится попасть в тот мир, где правят деньги, где девальвируются понятия чести и благородства, где главный девиз — это: «Всякому товару цена есть» — и где товаром может быть живой человек, где образованная, превосходящая в духовном развитии и Вожеватова, и Кнурова, и Паратова девушка становится предметом игры в орлянку. Этот мир глубоко погряз в грубости, лжи и лицемерии. Недаром Островский использует систему говорящих фамилий в драме: так, Паратов означает — быстрый, ловкий; Кнуров — «хряк» и т. д. И этому миру животных, а не людей противостоит Лариса, чье имя означает «чайка». И эта чайка, хрупкая, нежная птица, в течение всей пьесы стремится вырваться из плена, и в финале она вырывается, она обретает свободу. В драме «Бесприданница» Островский поднимает извечные вопросы моральной и нравственной культуры, вопросы, волнующие людей во все времена, во все времена существования и борьбы светлых, возвышенных, ярких личностей и темных, погрязших в обмане душ. |